Почему так необходима ребёнку чистая речь? Потому что дефекты речи в дальнейшем будут его очень беспокоить.
А, главное, эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни….. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся сравнительно легко.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому мы отнесли нетрадиционные логопедические технологии. Это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику пальцевого массажа, Су-Джок терапию и другие нетрадиционные методы коррекции.
Массаж артикуляционного аппарата давно занял прочную позицию в коррекционной работе логопедов-дефектологов. Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи также предлагается давно. Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте, а так же у взрослых людей перенесших инсульт развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости. Предлагаю некоторые достаточно нераспространенные методы воздействия, способствующие развитию моторики рук: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, шишками, массаж шестигранными карандашами, чётками и т.д.
С целью развития речевой сферы предлагаю использовать Су-Джок терапию. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже By, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком - он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу.
Применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно, уделяя им по несколько минут ежедневно.
Массаж мимических мышц лица и ладоней
Японская методика пальцевого массажа